Дракула - Дракон | |
Диктаторы прошлого - Влад Цепеш |
Дракон – элемент орденской символики – изображаеиый даже на монетах. Влад III участвовал в походах против гуситов, и его знамя с изображением головы дракона развевалось над рядами крестоносцев, шедших в бой против чешского ополчения, символом которого было белое знамя с изображением красной чаши. Что за чаша украшала гуситские знамена? Напомню: главным идеологическим лозунгом их движения было требование причащения кровью . Понятно, что речь шла не о настоящей человеческой крови, но о евхаристии – церковном причастии, при котором хлеб символизирует плоть Христову, а вино – его кровь. В католической церкви существовала своего рода религиозная дискриминация – причащению под двумя видами, то есть, и вином, и хлебом удостаивались только священнослужители; мирянам же приходилось довольствоваться причастием только хлебом... Именно гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая право Чаши (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали чашниками . Борьбу с чашниками возглавлял сам император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал рыцарем Дракона , главным противником Ордена были не турки, а мятежники-гуситы. Представим себе теперь, рядовых участников антигуситских походов, а тем более – темных крестьян, подданых Влада III. До того ли им было, чтобы вникать в мистическую суть церковных обрядов и реформистских требований? К тому же, враги чешских мятежников, получившие чувствительные поражения, как это обычно бывает, активно распространяли о них всяческие небылицы – в том числе, о черной магии, о ритуальном каннибальстве поклонников сатаны и о ритуальном же использовании человеческой крови. Так что в их глазах полная крови чаша на гордо реявшем знамени воинов Яна Жижки превращала противников предводителя ордена Дракона в самых что ни на есть колдунов-вампиров! Тем более, что собственно подданные правителя Валахии, вообще не были католиками (это, как мы увидим, сыграет значительную роль в фольклорном образе его сына), и теологические тонкости конфликта, раздиравшего католическую, были им малоинтересны и, возможно, непонятны. История с чашей – символом гуситов, отчасти связана с появлением образа вампира на Балканах. Именно здесь, в этом же регионе в свое время получил наибольшее распространение культ умирающего и воскресающего азиатского бога Диониса. Дионис – бог виноделия, бог вина, всегда рассматривавшегося мифопоэтическим сознанием как кровь. В христианстве это представление дожило до наших дней в таинстве евхаристии. Дионис – хтоническое божество, тесно связанное не только с весенним оживлением природы, но и с типично хтоническим оргиастическим буйством, со смертью и подземным миром Дионис – прообраз более поздних балканских вампиров, мифологический, религиозный прототип фольклорно-поэтического персонажа. А в качестве животного-спутника Диониса хтонического обычно выступал волк. |
Читайте: |
---|