Подавление свободы вероисповедания
Диктаторы современности - Сапармурат Ниязов

подавление свободы вероисповедания

Согласно ст. 18 МПГПП, ратифицированного Туркменистаном, каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении .

Статья 11 Конституции Туркменистана гласит: Каждый вправе самостоятельно определить свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов .

Несмотря на все вышесказанное, на свободу вероисповедания в Туркменистане наложены жесткие ограничения. С начала 1997 г., когда была проведена обязательная перерегистрация всех религиозных объединений, и по 2004 г. регистрацию смогли получить только две группы - Русская Православная Церковь и мусульмане-сунниты. Всем остальным религиозным объединениям (таким, как адвентисты и другие протестанты, Армянская Апостольская Церковь, бахаисты, буддисты, иудеи, кришнаиты и Свидетели Иеговы ) отказано в государственной регистрации, что делает их участников уязвимыми перед давлением властей, включая арест, депортацию, ссылку, выселение из дома и всяческие притеснения.

10 ноября 2003 г. власти опубликовали несколько нормативных актов и поправок к уголовному, гражданскому и административному кодексам Туркменистана, в которых вводили еще более жесткие ограничения на свободу вероисповедания. Согласно новому закону О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Туркменистане деятельность незарегистрированных религиозных объединений попала в разряд уголовно наказуемых преступлений. Закон предусматривал наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет, либо лишения свободы сроком до одного года, и другие серьезные санкции.

13 мая 2004 г., очевидно, для того, чтобы избежать внесения Туркменистана в список стран, вызывающих особую озабоченность в рамках Акта США о международной религиозной свободе, согласно которому США могут принять ряд мер, начиная с объявления ноты протеста и заканчивая введением торговых санкций, Президент Ниязов подписал указ об отмене уголовной ответственности за деятельность незарегистрированных религиозных объединений. В июне 2004 г. регистрацию получили адвентисты, бахаисты и кришнаиты, а несколько месяцев спустя - баптисты. Однако притеснения и преследования вновь зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений продолжаются. Зачастую власти разгоняют религиозные собрания в частных домах, при этом участников задерживают и заставляют уплатить большой штраф. Международной Амнистии стало известно о двух случаях, имевших место в 2004 г., когда членам религиозных меньшинств отказали в выезде за границу. По данным службы новостей Форум-18 , освещающей вопросы свободы вероисповедания, как адвентистам, так и кришнаитам в течение нескольких месяцев после регистрации их объединений по-прежнему не разрешали встречаться для проведения молитвенных собраний вне стен домов, принадлежащих членам их общин. Международная Амнистия получила информацию о том, что, по крайней мере, один из чиновников Генгеши (Совета) по делам религий часто посещал религиозные собрания кришнаитов. Вышеупомянутым зарегистрированным религиозным объединениям не разрешалось печатать или ввозить в страну религиозную литературу, а также получать финансовую поддержку от своих единоверцев из-за рубежа.

В апреле 2005 г. благодаря давлению со стороны международной общественности и чтобы избежать внесения Туркменистана в список стран, вызывающих особую озабоченность США в 2005 г., власти заверили еще пять общин религиозных меньшинств - Церкви Христа, Церкви Великая благодать , миссии Свет на Востоке , Церкви Полного Евангелия и Новой Апостольской Церкви - в том, что им тоже разрешат регистрацию.

Несмотря на многолетний привилегированный статус, общины Русской Православной Церкви и мусульман-суннитов также находятся под жестким контролем государства. Очевидно, что даже челны зарегистрированных религиозных объединений подвергаются гонениям и наказываются за попытки выразить любую форму инакомыслия. Все имамы одобренных государством мечетей назначаются Генгеши по делам религий. Главы обеих религиозных общин обязаны способствовать распространению культа личности Президента. По распоряжению правительства, имамы поместили на видных местах в мечетях экземпляры Рухнамы . Имамы и священнослужители Русской Православной Церкви должны цитировать прихожанам отрывки из Рухнамы . На стенах новой мечети, открытой в октябре 2004 г. в родном селе Президента Ниязова Кипчак, стихи из Корана соседствуют с цитатами из Рухнамы . Надпись над входом в мечеть гласит: Рухнама - священная книга. Коран - книга Аллаха .

На таможне изымают любую религиозную литературу и предметы культа любых религиозных конфессий, которые можно вернуть только с разрешения Генгеши по делам религий. Однако получить подобное разрешение практически невозможно. Как сообщают, запрет подписки на печатные издания на русском языке (см. главу Давление на независимые СМИ ) распространяется и на религиозную литературу, например, Вестник Московской Патриархии , главное официальное издание Русской Православной Церкви.

Духовный лидер Насрулла ибн Ибадулла приговорен к длительному сроку лишения свободы

2 марта 2004 г. Азатлыкский районный суд в ходе закрытого судебного заседания приговорил бывшего муфтия Насруллу ибн Ибадуллу (узбека по национальности) к 22 годам лишения свободы за государственную измену, из них первые пять лет - строгого режима. Его обвинили в причастности к попытке покушения на Президента Ниязова, которая, как утверждают, имела место в ноябре 2002 г. Президент изгнал Насруллу ибн Ибадуллу с поста муфтия и заместителя председателя Генгеши по делам религий в январе 2003 г.

Существует мнение, что обвинения против Насруллы ибн Ибадуллы были сфабрикованы и он стал жертвой преследований за выражение несогласия с точкой зрения правительства. Например, существуют свидетельства того, что он неоднократно протестовал против чрезмерного использования написанной Президентом книги Рухнама в мечетях. Кроме того, Насрулла ибн Ибадулла не высказался за смертную казнь для подозреваемых в совершении покушения на жизнь Президента в ноябре 2002 г., когда другие высокопоставленные лица призывали вернуть в страну смертную казнь. То, что Насрулла ибн Ибадулла позволил себе выразить свое мнение прежде, чем сам Президент Ниязов принял решение о том, что смертная казнь введена не будет, могло быть воспринято как покушение на авторитет Президента. Существует также мнение, что одной из причин, почему он мог подвергнуться преследованиям, была его узбекская национальность: в конце октября 2003 г. власти начали новую волну репрессий против этнических меньшинств, что привело к устранению представителей этнических меньшинств с влиятельных постов и замене их туркменами.

По сообщениям международного радио Deutsche Welle , в ночь с 23 на 24 мая 2004 г. сотрудники Министерства внутренних дел избили Насруллу ибн Ибадуллу и других заключенных в пяти камерах тюрьмы строгого режима в г. Туркменбаши, причем Насрулла ибн Ибадулла сильно пострадал .

Произвольное задержание представительниц Свидетелей Иеговы , сообщения о сексуальных домогательствах

Сообщается, что 5 сентября 2004 г. две представительницы общины Свидетелей Иеговы , Гулькамар Джумаева и Гульширин Бабакулиева, были задержаны и помещены на ночь под стражу в полицейском участке г. Туркменабада (бывший Чарджоу) Гагаринского района, без права связаться с родными и адвокатом. Это было сделано исключительно для того, чтобы наказать их за мирное выражение своего права на свободу вероисповедания. По имеющимся данным, сотрудник прокуратуры вызвал Гульширин Бабакулиеву в кабинет примерно в 11 часов вечера и приставал к ней с домогательствами сексуального характера. Когда она отказалась подчиниться его требованиям, он, как сообщается, стал угрожать ей изнасилованием и несколько раз ударил ее. На допросе присутствовал еще один сотрудник, представившийся следователем. Насколько известно, он также угрожал женщине изнасилованием. В кабинете, по имеющимся сведениям, находился еще один сотрудник прокуратуры, но он не вмешивался и продолжал играть в компьютерную игру.

Отказников по убеждениям совести по-прежнему арестовывают

Еще одна область, в которой ярко проявляется нетерпимость туркменского правительства к любым формам инакомыслия - вопросы призыва на воинскую службу, обязательную в Туркменистане для всех мужчин. В стране не существует гражданской альтернативы для молодых людей, отказывающихся от несения военной службы по соображениям совести. Избегающим воинской повинности грозит лишение свободы за уголовное преступление. Согласно ст. 38 Конституции, воинская повинность обязательна для всех мужчин, граждан Туркменистана; ст. 219, ч. 1, уголовного кодекса Туркменистана гласит, что уклонение от призыва на воинскую службу в отсутствие юридических оснований для освобождения от службы наказывается исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет .

Все дела, касающиеся отказа от несения военной службы по убеждениям совести, о которых стало известно Международной Амнистии за последние несколько лет, были возбуждены против членов религиозной организации Свидетели Иеговы . Их религиозные убеждения не позволяют им носить оружие для мирских властей, а также клясться, в том числе приносить присягу, которую должен принести каждый солдат-срочник в Туркменистане.

По имеющимся сведениям, тюремная охрана оказывает на Свидетелей Иеговы постоянное давление, чтобы заставить их отказаться от своей веры; их часто избивают.

В 2004-05 гг. власти Туркменистана освободили нескольких Свидетелей Иеговы , отбывавших наказание за отказ от обязательной военной службы по соображениям совести. Освобождение шестерых сознательных отказников в июне 2004 г. и четверых - в апреле 2005 г. (см. ниже), скорее всего, произошло благодаря давлению международной общественности, а также, чтобы избежать внесения Туркменистана в списки стран, вызывающих особую озабоченность США (см. выше). Приветствуя освобождение этих узников, Международная Амнистия глубоко сожалеет, что правительство недостаточно серьезно подошло к решению вопросов, касающихся отказа от несения военной службы по убеждениям. Отказ от военной службы по соображениям совести остается уголовным преступлением, а отказникам по убеждениям совести по-прежнему грозит тюрьма.

В июне 2004 г. Туркменистан освободил только тех лиц, отказывающихся от несения военной службы по убеждениям, о которых было известно международному сообществу на тот момент. В конце июня стало известно об аресте членов религиозной организации Свидетели Иеговы , Мансура Машарипова и Вепы Тувакова, в их родном городе Дашогуз близ границы с Узбекистаном. Их приговорили к лишению свободы сроком на 18 месяцев за отказ от несения воинской повинности по религиозным убеждениям. Суд над ними состоялся 28 мая и 3 июня 2004 г. соответственно.

17 декабря 2004 г. 18-летний Атамурат Суханов, также уроженец Дашогуза, был приговорен к лишению свободы сроком на 18 месяцев за уклонение от обязательной военной службы . По всей вероятности, он отбывает свой срок в колонии г. Сейды на востоке страны.

10 февраля 2005 г. Азатлыкский районный суд г. Ашхабад приговорил 26-летнего Свидетеля Иеговы Бегенча Шахмурадова к одному году лишения свободы за уклонение от обязательной военной службы .

Мансур Машарипов, Вепа Туваков, Атамурат Суханов и Бегенч Шахмурадов были освобождены указом Президента 16 апреля 2005 г.

Международная Амнистия считает отказником по убеждениям совести любое лицо, подлежащее воинской повинности, но отказывающееся от несения военной службы по соображениям совести или на основании глубоких убеждений. Под глубокими убеждениями могут пониматься религиозные, этические, нравственные, гуманистические, философские, политические или иные подобные мотивы. Независимо от причины отказа по убеждениям совести, власти обязаны гарантировать право этих лиц на отказ от ношения оружия, а также от участия в военных действиях или вооруженных конфликтах. Данное право распространяется и на тех лиц, которые уже призваны на военную службу, а также военнослужащих профессиональной армии, которые осознали необходимость отказа от несения воинской повинности после вступления в ряды вооруженных сил. Международная Амнистия не оспаривает права правительств призывать граждан в ряды вооруженных сил, она не поддерживает и не отвергает мотивы отказа от несения военной службы, но требует от правительств предоставить всем тем, кто подлежит призыву, возможность прохождения альтернативной службы по соображениям совести или на основании глубоких убеждений. Если какое-либо лицо задерживают или заключают в тюрьму только на основании того, что данное лицо лишено права на отказ от несения воинской службы по убеждениям совести или права на прохождение альтернативной службы, Международная Амнистия считает такое лицо узником совести и требует его немедленного и безусловного освобождения. Кроме того, Международная Амнистия требует разработки закона и практики его применения, которые бы обеспечили соответствующие условия отказа от прохождения военной службы по соображениям совести, а также, чтобы альтернативная служба была исключительно гражданской, ее сроки не носили карательный характер и она была бы доступна всем отказникам как до призыва, так и во время несения военной службы.


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Диктаторы "Чёрного континента":

News image

Муаммар Каддафи Лидер Ливии

“Африканцы считают, что их богатства были украдены, вот почему они хотят их вернуть. Когда они работают в Европе, они считают, что имеют на это прав...

News image

Нефть, анархия и «реальная политика»

Вчера в Ливии начались юбилейные торжества, посвященные сорокалетию революции, проложившей дорогу к власти полковнику Муаммару Каддафи. Уникальное в...

News image

Лекция брата-лидера Муаммара Каддафи перед студентами и

Доброго утра всем вам, студентам и преподавателям старинного и многоуважаемого университета Мейдзи. Прежде всего, я хотел бы поблагодарить профессор...

More in: Муаммар Каддафи, Омар аль-Башир, Роберт Мугабе

Преступления против человечности:

Геноцид в Руанде

Геноцид в Руанде, 1994 года (руанда Itsembabwoko ry'u Rwanda ry'1994) — действия временного правительства (пришедшего к власти в результате военного...

Гетто

Слово гетто произошло от названия еврейского квартала в Венеции, учрежденного в 1516 году. Во время Второй мировой войны гетто являлись городскими...

Гай Мений

Гай Мений (лат. Gaius Maenius) — древнеримский полководец, консул 338 до н. э. В 338 до н. э

Геноцид

Геноци д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или...

Павелич, Анте

А нте Па велич (хорв. Ante Pavelić; 14 июля 1889, Брадина — 28 декабря 1959, Мадрид), глава хорватской фашистской организации усташей. По образ...

Правители Латинской Америки:

News image

Чавес завершает сделку по приобретению оружия в обмен н

Хотя, по мнению большинства специалистов, сделка с белорусским президентом Александром Лукашенко не изменит баланса вооружений в регионе, всё же они...

News image

Уго Чавес тоже будет «спасать голодающих жителей Газы»

Тегеранский лидер М.Ахмадинеджад провел 3 июня телефонную беседу с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. В беседе с латиноамериканским руководителем...

News image

Уго Чавес попросил Интерпол поймать оппозиционера

Власти Венесуэлы обратились в Интерпол с просьбой разыскать и задержать главу крупнейшего в стране оппозиционного канала Globovision Гильермо Зулоаг...

News image

Эксперты: падения режима не происходит

Отказ Фиделя Кастро от поста главы государства не означает смены политического строя на Кубе, считают опрошенные агентствами российские наблюдатели ...