А.И. Яцимирский. Повесть о мутьянском воеводе Дракуле в исследовании румынского ученого
Диктаторы прошлого - Влад Цепеш

а.и. яцимирский. повесть о мутьянском воеводе дракуле в исследовании румынского ученого

Отзыв о книге: I. Bogdan. Vlad Tepes. Bucuresti, 1896

Хотя эпоха, в которую жил Влад Цепеш (1456—1462 и 1476) не бедна источниками, но все же она одна из самых темных эпох в истории Валахии. Эти источники или маловажны или запутывают хронологию, которая одна может пролить сколько-нибудь света на эту эпоху. Много в данном случае могут помочь источники, которыми до сих пор историки не пользовались. Это документы городских архивов Брашова и Сибиу, русская повесть, а также многие другие свидетельства документов современников, например, янычара-серба Михаила Константиновича из Островицы, который рассказывает о сражении Цепеша с Мухаммедом II в 1462 году.

Видя неминуемую гибель своей страны, господарь валашский Мирча заключил в 1395 году трактат о дружбе с Сигизмундом, королем венгерским, так как видели рост и силу Турции. Таким образом, большинство господарей в первую половину XV века получали престол Валахии при помощи венгерского короля.

Так было и со Владом Цепешом, получившим престол при помощи Иоанна Гуниади. Следовало бы ожидать, что Цепеш, получив престол Валахии при помощи Венгрии, окажется в известной степени благодарным ей. Оказывается, однако, что всего через несколько месяцев после восшествия своего на престол, он опустошил несколько сел в Ардеале, возле Сибиу и Брашова, вешал жителей и среди повешенных обедал, грабил церкви и т.д. Единственным подвигом Цепеша следует считать взятие у турок крепости Килии. Надо полагать, что в то время Килия была выгодной позицией, из-за обладания которой воевали Гуниади и Матвей Корвин, Влад Цепеш, Стефан Великий и Мохаммед II.

Затем, к 1462 году оотносится сражение Цепеша с султаном Мохаммедом II. На основании рассказа хрониста Халкокондилы, в румынской историографии составилось твердое убеждение, что Цепеш вышел из этого сражения победителем и лично выказал большую храбрость. Но это все оказывается просто вымыслом. Современник и участник этого сражения янычар-серб Михаил Константинович из Островицы говорит совершенно противное, а именно, что Цепеш, совершенно разбитый в сражении, бежал в Венгрию к Матвею Корвину, а Мохаммед, посадив на престол Валахии Раду Красивого, ушел домой. Точно также и цифры войск турецкихи Цепеша — выдумка византийского хрониста.

Поводом к этому сражению послужило разграбление многих сел вТурции, произведенное Цепешем в 1461—1462 годах. После проигранного сражения Цепеш написал султану письмо из Трансильвании от 8 ноября 1462 года; в письме Цепеш просит султана простить его за дерзость.Можно высказать здесь одно только предположение. Не говорит ли намэтот факт о психическом расстройстве Цепеша. В письме Цепеш обещает дать в руки султану всю Трансильванию и Венгрию. Как мог это сделать валашский господарь, лишенный престола, один, без войск и дажебез денег? Затем, он писал султану, когда стоял уже в Трансильвании, и писал о том, что даст султану Трансильванию же. Таким образом, еслиэто письмо не подложеное, то оно даст нам весьма яркое доказательство психической болезни Цепеша, который не знал сам, что делает.

В 1462 году Цепеш должен был оставить престол Валахии и переселился в Венгрию. О периоде 1462—1476 годов известно очень мало. Немецкое сказание не говорит о нем ничего, а русскому сказанию нельзя верить во всем. Достоверно, пожалуй, может быть то, что Цепеш перешелв католицизм и впоследствии король венгерский Матвей Корвин сновадал ему престол Валахии. Современные источники единогласно говорят о перемене веры Влада Цепеша: одни относят это событие ко времени предшествующему первому княжению Цепеша, другие — ко временипосле 1462 года, ко времени его заключения в Буде, третьи, наконец, более неясные, говорят, что прежде Цепеш был турок, т.е. магометанин.Бонфиций, историк, которому можно доверять уже потому, что он жил в это же время во дворце Корвина, говорит, что Влад Цепеш вторичнополучил престол после своего крещения. Оба германские сказания говорят, что «Дракула и брат его отступили от своей веры». Русская повестьговорит более подробно (эпизод 16), а именно, что Цепеш не мог перенести тяжести своего заключения и изменил своей вере с целью избавиться

от заключения.

Как бы то ни было, но вполне ясно только одно, а именно, что в 1475году Цепеш вошел в милость венгерского короля, который держал его наготове, чтобы снова посадить его господарем Валахии. Оба господаря,княжившие в Валахии за этот промежуток времени: Раду, брат Цепеша, и Бесараб Лайот, оба принимали участие в походе турок на Молдавию;поэтому оба они были опасны для Матвея Корвина и для Стефана Великого, молдавского господаря.

Естественно потому, что оба они желали, чтобы в Валахии господарем был кто-нибудь другой. С помощью венгерских войск занят был город Тырговище и Бесараб Лайот бежал. Продержавшись немного в крепости Дымбовице, он покинул Валахию и бежал к туркам.

Итак, Цепеш вновь был поставлен господарем Валахии. Но ему непришлось долго княжить. Когда венгерские и молдавские войска ушли из Валахии, Лайот Бесараб напал на Цепеша с турецкими войсками,убил его и разбил почти все войско Цепеша. Таким образом, Цепеш княжил во второй раз около трех месяцев, и 1 февраля 1477 года его уже небыло в живых.

Внешняя политика Цепеша соблюдала интересы венгерские, так какпрестол Валахии он получил от венгерского короля; впрочем, он искалдружбы то у Венгрии, то у Польши, а затем, видя рост и силу турецкого государства, купил дешевый мир у турок, предпочитая его более дорогой дружбе с венграми.

Историки говорят почти единогласно, что Цепешу принадлежат двахороших дела для Валахии: это дисциплинировка бояр и очищение страны от воров.

Об интимной жизни Цепеша мы знаем очень немногое, но интересныследующие факты. Сын его, Влад, впоследствии достигший престола и известный под именем Влада Монаха (1481—1507) был по характеру своему противоположен своему отцу; это был человек тихий и религиозный. Сначала он был монахом, затем — ревностным правителем. Другой сын Цепеша — Михня Злой, княживший в 1508—1511 годах, был верной копией своего отца.

Русская повесть Цепеша называет Дракулой (обычно Дракоула, реже Дракоул). Эта форма более правильна, чем форма Dracul, как называют Цепеша румынские историки. Форма Дракула находит себе подтверждение и в латинских, т.е. итальянских, и венгерских документах, где Цепеш часто называется Draculia, Dracuglia, Draculue, Draculyam. В одном письме к жителям г. Сибиу от 18 августа 1475 года сам Цепеш называет себя Dragkulya.

Без всякого сомнения, Draculea это народная форма, а Dracul — литературная. Если бы Цепеш не был известен в народе под именем Дракулы, то непонятно, было бы откуда явились такие формы с гласным окончанием в русской повести и других иноземных источниках. Цепеш — это имя более позднее, данное Владу за то, что он обыкновенно всех провинившихся сажал на кол (рум. цап — кол). Современные источники, и румынские и иностранные, не называют его так никогда. И только в 1508 году он назван Цепешем впервые.


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Диктаторы "Чёрного континента":

News image

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ МУАММАРА КАДДАФИ И ТРАДИЦИЯ ЕВРОПЕ

(На примере философии П.А.Кропоткина) Попытка сравнительного анализа На протяжении семидесятых годов ХХ века Ливия привлекала к себе пристальн...

News image

Муаммар Каддафи Лидер Ливии

“Африканцы считают, что их богатства были украдены, вот почему они хотят их вернуть. Когда они работают в Европе, они считают, что имеют на это прав...

News image

В Зимбабве вступает в силу дискриминационный закон

В африканской стране вступает в силу закон, согласно которому владельцем фирмы или предприятия может быть только чернокожий человек. В том случае...

More in: Муаммар Каддафи, Омар аль-Башир, Роберт Мугабе

Преступления против человечности:

Гай Мений

Гай Мений (лат. Gaius Maenius) — древнеримский полководец, консул 338 до н. э. В 338 до н. э

Геноцид в северном Ираке (1933)

Массовое убийство в иракском городе Симела (англ. Simele) в 1933 году было одним из многих массовых убийств в Ираке. В провинции Ирака Дахук было уб...

Геноцид в Руанде

Геноцид в Руанде, 1994 года (руанда Itsembabwoko ry'u Rwanda ry'1994) — действия временного правительства (пришедшего к власти в результате военного...

Геноцид индейцев

Геноцид индейцев — термин, используемый рядом историков и политиков в отношении действий европейских колонизаторов, направленных против коренного на...

Геноцид армян

Геноцид армян (арм. Մեծ Եղեռն [Mɛtsʼ jɛʁɛrn]) — геноцид, организованный и о...

Правители Латинской Америки:

News image

Уго Чавес посетит Россию в конце 2010 года

МОСКВА, 7 мая - РИА Новости. Венесуэльский лидер Уго Чавес заявил о том, что намерен посетить Россию в октябре-ноябре 2010 года для того, чтобы прод...

News image

Живее всех живых

Где его враги, где его бывшие друзья? Кастро пережил шестерых президентов Америки, шестерых лидеров Советского Союза и России. Давно, очень давно уб...

News image

Социализм Фиделя Кастро

1. Идеологи современной России стремятся представить революционную Кубу как некий «заповедник самого ортодоксального коммунизма», а Фиделя Кастро – ...

News image

Уго Чавес, жрец и партизан

Венесуэльский лидер Уго Чавес создал первые формирования так называемых партизан информации . Они призваны вести идеологическую борьбу с противника...